Навигация

История заклятий на добро и зло

Заклятия пришли к нам из древности. Чародейство для славян не было предметом таинственным, запредельным – с магическими ритуалами переплетался весь их быт. Символика, украшающая повседневные предметы, фасады зданий, одежду, отражала вызванные к реальности заклятия, чудесная сила которых не соотносилась с конкретными событиями, а действовала постоянно.

Кроме символов и предметов-оберегов, существовали заклятия, применявшиеся во время обрядов, связанных с сезонными событиями: приходом весны, посевом и сбором урожая и т.д. Например, первый собранный сноп олицетворял собой важнейшую для людей пору жатвы, от которой зависела сытая и безбедная жизнь весь следующий год. И потому, первый сноп воспринимался, как магический предмет.

Заклинания природы

Каждый праздник в давние времена был не столько поводом повеселиться, сколько колдовским действом, значение которого заключалось в обращении к богам с просьбами о покровительстве. Уголёк из костра, разжигаемого в день Купалы, веточка вербы весной или испечённый по случаю праздника пирог - были заряженными волшебной силой оберегами, символами, при помощи которых происходило общение людей с высшими силами. Всё это были заклятия, призванные защитить семью или целую общину от неурожая, стихийных бедствий и других напастей.

Чтобы вся деревня пережила зиму, не испытывая нужды, от каждого двора собирали по горстке зерна с первого снопа – так создавался ковш-богач, магический предмет-оберег. Или, к примеру, из полученного от всех жителей деревни зерна варили пиво, и люди верили, что этот напиток несёт в себе божественную созидающую силу. Считалось, что такие сезонные заклятия действуют ровно один год.

Личная защита

Также получили широкое распространение личные ритуальные предметы, энергия которых оберегала исключительно их обладателей. Чтобы талисман знал, кто его хозяин, наши предки проводили специальные «ознакомительные» процедуры, обычно принимавшие форму игры. Например, традиционная игра с крашеными пасхальными яйцами в действительности являлась посвящением оберега во все события человеческой жизни. Вербовая ветка, головешка купальского костра, другие ритуальные предметы проходили сквозь подобное заклятие, после чего становились надёжными соратниками и охранниками человека от любых жизненных невзгод, будь то бытовые неурядицы, болезни или порча. Такие предметы, ставшие частью будней человека, работали до прихода следующего праздника, которому посвящались. При этом самую большую силу любой талисман приобретал в период зимнего солнцеворота.

Для проведения ритуалов славяне использовали специально предназначенные помещения, где хранились травы, утварь и одежда, имевшие обрядовый смысл. Здесь же располагались ковши с зерном, первый сноп и другие обереги, принадлежащие общине. В некоторых областях для выполнения ритуалов выбирали чей-то дом, в других же для этих целей отводилось особое нежилое помещение, в котором народ собирался по случаю праздников. Позднее подобные здания были превращены в церкви. И даже в христианское время люди продолжали приходить в церковь во время языческих праздников, устраивая гулянья на прилегающей территории, а в самом храме продолжали находиться ритуальные предметы старой веры. Со временем, когда христианство уже прочно обосновалось на нашей земле, все упоминания о язычестве были удалены из церкви, а народные гулянья-братчины оказались под запретом. Однако люди продолжали хранить обереги, воплотившие заклятия, отведя для них место в своём жилище, названное красным углом.

Как боролись с негативной энергией

Среди древних заклятий, наряду с приворотом, заговорами на сохранение имущества, защиту от хвори, здравое потомство, особое место отводилось порче. Изначально негативная энергетика направлялась лишь на чужеземцев, приходивших в наши края с недобрыми намерениями. Несмотря на своё природное гостеприимство, славяне всегда с опаской относились к пришельцам. Любопытство, с которым наши предки слушали истории прибывших, не мешало подозрительности, и лишь наивные люди принимали их слова на веру. Но если поначалу порча служила методом изгнания чужеземцев, то позднее её стали использовать по любому поводу, будь то зависть к чьему-то богатству, месть или ревность.

Чтобы нанести вред здоровью человека, урон его хозяйству, достаточно было сделать на хлебном поле заломку, и считалось, что снять злые чары способен только тот колдун, чья сила превосходит силу лиходея. Заломки представляли собой собранные в пучок стебли злаков, перевязанные волосами, лентами или нитками и заломанные в определённую сторону. В зависимости от того, как была сделана заломка, формировалось проклятье: например, стебли, перевязанные волосами, означали угрозу жизни человека или животного. Существовал и определённый ритуал, чтобы уничтожить заломку. Простой человек не должен был прикасаться к ней, и, найдя её на своём поле, тут же шёл к колдуну. Тот в свою очередь делал вид, что за работу не возьмётся, оправдываясь тем, что «очень сильно сделано», и лишь после длительных уговоров он отправлялся на поле в сопровождении толпы любопытствующих. После определённых манипуляций и чтения заговоров колдун одолевал зло и направлял его против лиходея. Теперь хозяин должен был щедро вознаградить своего избавителя продуктами, деньгами, подарками.

Нередко «ведьма» наводила порчу на домашний скот, по праву считавшийся кормильцем селянина. Для этого брали рушник и водили им по полю, портя росу и указывая при этом на ту корову, у которой хотели отнять молоко. Чтобы порча не коснулась животных, на праздник Купалы их прогоняли сквозь разожжённый у ворот огонь. Или же вываривали в купальском зелье цедилку и полученным отваром поили скот. Тем временем наведший порчу должен был зачахнуть.

Что касается, заклятий-заговоров, то здесь соблюдался целый список правил. Например, для одних заклинаний требовалось шептать, для других – кричать. Нельзя было ни убавлять, не добавлять слов от себя. Человек, произносящий заговор, непременно должен был обладать сильным характером, здоровьем (в том числе целыми зубами), не иметь вредных привычек. За заговоры не полагалось брать денег. Кроме того, требовался и определённый талант превращения сказанного в мыслеобразы, ведь только слово, соединённое с мыслью, могло обладать магической властью. Не менее важным считался и ритм чтения, и действия чтеца, и окружающие его предметы.

Поскольку древние люди во всех сферах своей жизни стремились к равновесию, любое действие имело противодействие, и нечистой силе всегда противостояла животворящая сила природы, ритуальные предметы, обереги, поддерживающие гармонию в мире, в том числе и словесные заговоры- заклятия.